25 марта 1971 года, 44 года назад, совершил свой первый полёт один из самых легендарныx и по-настоящему массовых военно-транспортных самолетов ОКБ «Ил» — Ил-76. Эти прекрасные машины до сих пор в небе. Число модификаций базовой модели давно перевалило за полтора десятка. И вот сегодня, в этот знаковый день, было настоящим подарком увидеть в ЛИИ одну из редких модификаций 76-го — «Изделие 976», увидеть его живым и летающим!
Изделие 976 — самолётный командно-измерительный пункт (СКИП) построенный на основе самолёта Ил-76МД …
С базового Ил-76 у самолета сохранены обе входные двери, грузовой люк, стандартные обтекатели основного шасси, остекление штурманской кабины и кабина стрелка. Вместо хвостовой турели установлен радар обзора задней полусферы в солидном полусферическом обтекателе, а штатный радар наведения пушек снят. Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла — массивные цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн. Антенн вообще очень много, в различных местах и исполнениях. Грузовая кабина битком набита КЗА — вдоль бортов едва можно протиснуться, часть аппаратуры смонтирована даже на грузовой рампе …
Эту машину иногда путают с самолетом А-50, потому что она тоже «с грибом»: на ней установлен тот же радар кругового обзора «Шмель» с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По этой причине в ЛИИ самолет прозвали «поганкой».) Но если приглядеться, у этих двух машин больше различий, чем сходства …
Несмотря на военное (пусть даже испытательное) назначение, самолеты имеют аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера СССР-76452 по СССР-76456. Правда, на борте вместо привычной надписи «Ил-7бМД» написано «976». Название объясняется тем, что образцы военной техники и вооружения у нас именуются «изделиями», а этот самолет получил обозначение «изделие 976″…
Основное предназначение этой машины — обеспечение лётных испытаний пилотируемых, беспилотных и космических объектов на протяжённых необорудованных трассах в любых географических районах нашей страны и за рубежом. Применение СКИП при лётных испытаниях даёт возможность исключить строительство, оснащение и эксплуатацию стационарных информационно-измерительных пунктов. С его борта ведется радиолокационное наблюдение за ракетой и запись данных телеметрии на магнитную ленту для последующей расшифровки, а в случае отклонения ракеты от курса или возникновения неисправностей дается команда на ее подрыв. В частности, самолеты «976» участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500.
Основные функции: дистанционный контроль состояния испытываемых летательных аппаратов, их агрегатов и систем по каналам телеметрии; контроль траекторий полёта испытываемых ЛА; командное радиоуправление; сбор, обработка и отображение телеметрической и траекторной информации на борту СКИП в реальном времени; трансляция и ретрансляция полученной и обработанной на борту СКИП информации по каналам спутниковой связи.
В состав оборудования СКИП входят:
радиотелеметрическая система;
система траекторных измерений;
система командного радиоуправления;
бортовая система обработки и отображения информации;
система трансляции и ретрансляции информации;
система единого времени.
В 2004 году в летно-исследовательском институте им. М.М. Громова на базе самолетного командно-измерительного пункта (СКИП) «976» 76456 создана и прошла испытания новая летающая лаборатория (ЛЛ) для летных испытаний новых двигателей инозаказчика. В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ 76456 в ЛИИ борт был передан заказчику — Китайскому летно-испытательному центру CFTE.
Борт 76455, который сегодня радовал нас в небе, был построен на заводе в Ташкенте и свой первый полёт совершил в 1987 году …
В настоящее время три из построенных 976-x уже списаны. Свертывание программ создания новых вооружений привело к упадку и в этой тематике. Потенциально остается возможность применения этих уникальных самолетов в каких-то новых сферах. Борт 76453 (1986 года выпуска) находится на хранении на территории ЛИИ … (по материалам http://www.airwar.ru/)
Жизнь легендарных Ильюшинских машин продолжается и сегодня. Новые модификации и модернизации, которые регулярно выполняются специалистами КБ «Ильюшин», позволяют этим красавцам и в настоящее время выполнять множество уникальных задач, используя заложенные ещё 44 года назад, технические возможности и прочность конструкции.
Чистого вам неба и мягких посадок 76-е!)