Каждый полёт — это экзамен, в котором нет права на ошибку. Этот экзамен сдают все: инженерно-технический состав, группа руководства полётов и, конечно же, непосредственно экипажи воздушных судов. Техники готовят машины к полётам, летчики поднимают их в воздух, а диспетчера управляют движением в зоне аэродрома. Всё это требует мастерства, которое необходимо постоянно совершенствовать, оттачивать и закреплять. Именно для этих целей и существуют учебно-тренировочные полёты.
В рамках таких полётов может быть отработано множество задач, будь то уход на второй круг, полёт по маршруту, посадка с выключенным двигателем, посадка «под шторкой» — сугубо по приборам, посадка в сложных метеоусловиях. Да, уж тут говорить, посадка является одним из самых сложных элементов в лётной работе, поэтому чем лучше летчик подготовлен — тем больше шансов на удачное приземление, а значит и выполнение задание.
Никогда не знаешь, когда ветер захочет подло толкнуть самолёт прочь со взлётной полосы, а может снегопад настолько окутает аэродром осадками, что полосу можно будет увидеть всего лишь за секунду до касания? В плане погоды суровое заполярье выступает отличной учебной площадкой, на которой можно столкнуться чуть ли не с любыми погодными условиями. Оттого так важна преемственность поколений: опытные летчики учат свою будущую смену действовать правильно не только словами, но и непосредственно на деле и личным примером. Тех, кто совсем недавно сел за штурвал многотонного бомбардировщика доверяют посадку в простых метеоусловиях, когда и солнце светит, и ветер не разрывает самолёт на части. Со временем, эти ребята научатся бороться с самыми суровыми ветрами и осадками, но пока нужно освоить управление самолётом в простых условиях.
У диспетчеров тоже хватает забот: кому-то нужно дать запуск, кому-то разрешить руление, проследить за самолётом на полосе, успеет ли он взлететь, или же нужно дать команду борту на глиссаде уйти на второй круг. А ещё постоянно держать в памяти все позывные экипажей и их примерное местонахождение, следить за метеобстановкой и время от времени сверяться с плановой таблицей полётов.
Не меньше забот и у инженерно-технического состава. Именно на плечах этих людей лежит уверенность экипажей в том, что машина не подведёт в воздухе. Каждый борт нужно подготовить к вылету, прогреть, проверить, заправить, где-то что-то подкрутить, залезть туда, куда обычному человеку залезть чуть ли невозможно, чтобы в конце концов традиционно хлопнуть борт по законцовке на выруливании и проводить его глазами в очередной полёт. А дальше — только ждать. А когда вверенная матчасть благополучно вернётся, самолёт нужно будет запарковать, выслушать замечания командира, снять целую кучу разных показателей и параметров, перепроверить все заправки, системы и повторно подготовить самолёт к вылету. А если лётная смена подошла к концу и летчики с диспетчерами радостно идут прочь с лётного поля на разбор полётов, техники выполняют акробатические пируэты, зачехляя самолёты и расталкивая их по стоянкам.
Такие вот они, обыкновенные учебно-тренировочные полёты.
? Фото: Груков Тимофей
? Сетевое издание “Воздушное Обозрение”: www.airreview.ru