В наше время больших скоростей и всё увеличивающегося авиапотока в небе становится всё теснее, и в первую очередь в воздушном пространстве аэропорта, которое принадлежит не только самолётам, но и нашим пернатым друзьям — птицам. На этом фоне необходимость контролирования перемещения птиц в зонах взлёта и посадки воздушных судов становится действительно актуальной. Для решения этих задач в аэропорту «Домодедово» создана и уже много лет успешно функционирует специальная орнитологическая служба, о которой сегодня и поговорим …
В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов Московского авиационного узла в 2002 году стал использовать ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для полётов воздушных судов …
Аэродром и его окружение привлекают птиц по многим причинам. Полоса отчуждения, окружающая аэродром и недоступная посторонним посетителям, представляет птицам наилучшие условия для отдыха, кормежки и размножения. Рядом с этим своеобразным «заповедником» – взлетная полоса, где много корма – дождевые черви, грызуны, насекомые. Попав в воздухозаборник двигателя, тело птицы может деформировать или даже оторвать лопатки ротора, при этом двигатель потеряет мощность или остановиться, в нем может возникнуть возгорание. Каждая из этих ситуаций может стать причиной катастрофы. В лучшем случае столкновение с птицей окончится дорогостоящим ремонтом …
В роли пернатых сотрудников сотрудники орнитологической службы «Домомдедово» выбрали ястребов-тетеревятников. Главное оружие ястреба – его когти, ими он закалывает добычу. Кроме того, следует отметить ещё и остроту его зрения. При едва заметных колебаниях травы или листьев, птица мгновенно приходит в состояние готовности. Птицу в полете ястреб, как правило, атакует сверху, но бывает, что и с нижнего положения, победа всегда за ним …
Самки ястреба не только сильнее и крупнее самца, но и сообразительнее его. В среднем ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте. В процессе так называемого «вынашивания» специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме.
Сергей, руководитель службы, рассказал, что главная задача специалиста – найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу. У каждого ястреба — свой «напарник». Отношения нарабатываются годами, птицы привыкают к людям. Прежде чем выпустить ястреба в патрульный полет, к его хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность — хорошо обученный ястреб держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния …
Смена длится 5-6 часов, потом на дежурство заступает другая птица. Основная задача ястреба — напугать «пернатых нарушителей», заставить их изменить маршрут полёта. Зрение у всех птиц намного сильнее, чем у человека, поэтому силуэт ястреба другие пернатые видят издалека, и сразу бросаются врассыпную …
Кроме пернатых сотрудников для отпугивания птиц используют акустические установки, транслирующие крики испуганных птиц. Работают эти системы с интервалами от 10 минут по специальной программе. Параллельно с этим отпугивание производят при помощи пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета, сигнальных патронов …
Совсем скоро осень — «жаркий» период для сотрудников службы. Начинаются осенние миграции перелётных птиц, поэтому работы прибавится и у ястребов. Пожелаем им острого зрения и крепких когтей, а пассажирам — спокойных и безопасных полётов …
Благодарю пресс-службу а/п «Домодедово» за возможность знакомства с орнитологической службой аэропорта.