В 16:47 по Комсомольску-на-Амуре, 15 лет назад самолет Superjet-100 впервые поднялся в воздух, оторвавшись от взлетно-посадочной полосы аэродрома Дзёмги. Публикуем материалы, предоставленные корпорацией «Иркут» (входит в ОАК).
19 мая после подготовки самолета SSJ-100 на наземной испытательной площадке КнААЗ, первый лётный образец был отбуксирован на стартовую площадку, где лётчики – Александр Яблонцев и Леонид Чикунов – запустили двигатели. В 16 часов 47 минут самолёт оторвался от ВПП и, не убирая шасси, начал набор высоты 1200 метров. Выполнив четыре прохода над полосой на разной высоте и «коробочку» (пролет по заданному периметру), в 17 часов 54 минуты первый лётный прототип Sukhoi Superjet-100 совершил посадку. Первый полёт длился 1 час 05 минут.
Рассказывает летчик-испытатель Леонид Чикунов:
Первый полет самолета – событие очень волнительное, радостное и ответственное. К нему мы готовились три года, с 2005 по 2008 год.
Первый вылет мы ждали с большим нетерпением и большими надеждами. Все сложилось достаточно удачно, хотя и немного затянулось. Самолет Су-17, который должен был нас сопровождать, взлетел позже и нагнал нас уже в воздухе. Во время полета они уже нас сопровождали, подсказывали, вели видеосъемку. К моменту посадки погода испортилась, началась гроза. Для посадки ветер должен быть не более 5 м/с, а наша посадка пришлась как раз на грозу и боковой ветер 15 м/с. Тем не менее, самолет себя показал хорошо, он справился с этим ветром.
Еще замечу: лишь немногим летчикам доводится участвовать в первом полете. Нам повезло, это большое счастье и ответственность – оправдать надежды огромного коллектива, который трудился над этой машиной.
Судьба нашей первой «ласточки» сложилась удачно. Меньше чем за три года были проведены доводочные и сертификационные испытания, получен не только российский, но и европейский сертификат пассажирского воздушного судна. И еще меньше чем через три года, 20 апреля 2011 года мы выполнили первый пассажирский перелет в компании «Armavia» с пассажирами на борту.
Заместитель директора по разработке филиала «Региональные самолеты» Корпорации «Иркут» Александр Долотовский:
Проект начинался с идеи Михаила Погосяна о диверсификации производства холдинговой компании «Сухой». Была поставлена задача за 10 лет диверсифицировать продуктовую линейку таким образом, чтобы до 50% продуктов носило гражданское назначение. Для этого нужно было выбрать нишу.
В начале 2000 годов была выбрана размерность реактивного самолета и запущена разработка семейства от 60 до 95 кресел, они так и назывались «Русские реактивные региональные самолеты» – отсюда аббревиатура RRJ, которая лежит в основе карт данных сертификата типа нашего самолета. Стартовала программа в 2004 году. Были проведены дополнительные маркетинговые исследования, по результатам которых было выявлено, что малые реактивные самолеты не будут востребованы на рынке, поэтому в работе осталась модификация с 95 креслами. Потом количество кресел увеличилось до 100 кресел – так появился наш SSJ-100.
Менее чем через 4 года после старта программы мы подняли самолет в небо. Еще через 2 года он получил сертификат типа и начал совершать коммерческие рейсы.
Это первый российский самолет, который создавался под решение коммерческих задач по техническому заданию государственного образца.
В Советском Союзе вся авиационная техника разрабатывалась по техническим заданиям отраслевых институтов, а у SSJ-100 в основе лежали маркетинговые исследования, выполненные в тесном контакте с авиакомпаниями. Благодаря этим исследованиям стало понятно, что ниша 100-местных реактивных самолетов хоть и не самая крупная, но очень стабильная, в ней существует гарантированный спрос, который полностью соответствует нашим производственным мощностям.