Ан-2 — это одномоторный биплан, разработанный в СССР в 1947 году, известный в народе как «кукурузник». Самолет был сконструирован Олегом Константиновичем Антоновым и стал первым самолетом, разработанным в его КБ. Является одним из самых массовых в истории авиации, серийно выпускался до 2001 года. За это время построено более 18000 экземпляров в России и других странах (Польша, КНР) различных модификаций — Ан-2П, Ан-2П, Ан-2СХ и другие.
31 августа 1947 года в Новосибирске лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо прототип Ан-2, обозначенный СХА.
Ан-2 с первых лет эксплуатации широко используется как пассажирский, грузовой, сельскохозяйственный и учебный самолет. Его характеризует прочная конструкция, простота обслуживания и надежность. Самолет способен взлетать и приземляться в том числе на маленьких полевых аэродромах с неподготовленной ВПП и летать с небольшой скоростью, что делает его идеальным для использования в отдаленных районах и сельской местности. В зимний период используются также Ан-2 на лыжном шасси, которые снабжены тормозами гребенчатого типа с пневмо-управлением, благодаря этому управляемость самолёта на лыжах практически не изменилась. Лыжи снабжались электрообогреваемым полозом, что исключало примерзание к снежному насту.
Несмотря на то, что производство было прекращено, он до сих пор эксплуатируется в некоторых странах, в том числе в России, и считается надежным воздушным судном.
Чтобы снизить массу, крылья биплана сделали с тканевой обшивкой. Ан-2 получил мощную механизацию крыла: большие закрылки и автоматически выдвигающиеся предкрылки. Благодаря развитым закрылкам и конструкции биплан пустому самолету при взлете требуется всего 170 метров на разбег, а при посадке хватает 215 метров до полной остановки. Крейсерская скорость Ан-2 всего 180 км/ч (максимальная достигает 250 км/ч), но при этом машина стабильна, отлично управляется и не срывается в штопор. При сильном ветре у земли самолет взлетает практически с места, а при сильном встречном ветре на маршруте и вовсе может лететь хвостом вперед.
Максимальная взлётная масса самолета достигает 5250 кг, а дальность полёта с полной заправкой около 1500 км. Экипаж состоит всего из двух человек — командира воздушного судна и штурмана.
Ан-2 нашел применение во многих государствах, в том числе в военной авиации. Его экспортировали более чем в 25 стран мира, среди которых Великобритания, Голландия, Франция, Южная Корея, Турция и др.
Благодаря всем своим преимуществам Ан-2 стоит на вооружении и в современной военной авиации, в эскадрильях Военно-транспортной авиации России. Таких подразделений в ВТА сразу несколько. В зависимости от поставленных задач самолёт может использоваться:
⁃ для перевозки оборудования, боеприпасов, личного состава и другого груза.
⁃ для десантирования военнослужащих Воздушно-десантных полков и обучения курсантов училищ (именно с Ан-2 многие десантники совершают свой первый прыжок).
⁃ для выполнения разного вида разведывательных задач благодаря минимальной скорости полёта.
Все это делает Ан-2 актуальным и не заменимым в своём классе самолетом и в наши дни.
Сразу на нескольких авиационных ремонтных заводах нашей страны самолеты Ан-2 проходят капитальный ремонт, что позволит им ещё долгие годы оставаться в строю Воздушно-космических сил России и достойно выполнять возложенные на них задачи. Служба маленького, но великого самолета продолжается!
Фото: Анатолий Сергунин, Дмитрий Казаков, Артём Кужлев.
Сетевое издание “Воздушное Обозрение”: www.airreview.ru